Н.П. Резанов

Н.П. Резанов

Парусники «Юнона» и «Авось» многим знакомы благодаря одноименной рок-опере Алексея Рыбникова, повествующей о романтической любви графа Резанова, прибывшего на «Юноне» в Калифорнию, и дочери коменданта испанской колонии в заливе Сан-Франциско Кончиты. Однако не только этим примечательна удивительная судьба этих судов.

Мысль о создании колонии, способной обеспечить русскую Аляску продовольствием  принадлежала одному из учредителей Русско-Американской компании действительному статскому советнику Николаю Резанову. Он похоронил жену и решил, что его путешествие пойдет ему на пользу, как в личном, так и в коммерческом плане. По его предложению была создана кругосветная экспедиция, начальником которой был Иван Крузенштерн. Но отношения между Резановым и Крузенштерном не сложились, и экспедиция после двухгодичного отсутствия решила вернуться в Санкт-Петербург. Резанов решил построить бриг и тендер в Ново-Архангельске (единственном на Дальнем Востоке базе судостроения) и на них продолжить свою миссию.

Однако осенью 1805 года в Ново-Архангельск зашел американский парусник «JUNO», владелец которого Джон Д’Вульф продал его царедворцу в сентябре 1805 года за 68 тысяч испанских пиастров. Судно было с пробоиной в днище и поломками бизань-мачты и фор-стеньги, снабжено 8 пушками, 6 фалконетами и грузом продовольствия. «JUNO» — трехмачтовое судно с прямыми парусами, с тремя плавательными средствами – баркас, ял и вельбот. Его построил в Бристоне корабел, эмигрант из Германии Джон Киндрих 12 сентября 1801 года. В ноябре 1801 года его укомплектовали 10 пушками. Длина парусника — около 90 футов, ширина – около 25 футов, водоизмещение около 250 тонн. Нос судна украшала фигура богини Юноны (размеры 82,5*24*12 футов) с митрой на голове, а в поднятых руках у нее был лавровый венок.

Приобретенного продовольствия было недостаточно для голодающих русских колонистов, и Резанов решил пополнить его запасы у испанцев в Калифорнии. Судно отправилось в плавание 25 февраля 1806 года и через месяц достигло берегов Калифорнии. Капитаном «Юноны» стал приглашенный Резановым лейтенант Николай Хвостов, приехавший в Охотск с другом — мичманом Гаврилой Давыдовым, будущим капитаном тендера «Авось».

Резанов на борту парусника «Юнона» прибыл в испанскую колонию Пресидо в заливе Св.Франциска для установления торговых отношений с испанцами в Калифорнии. Здесь и состоялась историческая встреча с дочерью коменданта крепости. Резанов уехал из Калифорнии в июле 1806 года, обещав любимой обязательно вернуться. В Ново-Архангельске он пересел на построенный и спущенный на воду тендер «Авось» и на нем к сентябрю добрался до Охотска. Оттуда советнику предстоял долгий путь по суше до Петербурга. Однако в пути он простудился, лечился в Якутске и Иркутске. Его жизнь оборвалась в Красноярске 1 марта 1807 года на пути в Петербург. Его верная возлюбленная ждала его возвращения почти 40 лет.

Одномачтовый десятипушечный тендер «Авось», длиной 48 футов и водоизмещением 50 тонн, был построен в Ново-Архангельске (ныне Ситхе) на Аляске в конце лета 1806 года. Это было первое судно, построенное на Аляске русскими. Конструкция тендера состояла из мачты, стеньги, а также двух рей, гафеля и гика. Его капитаном стал Гаврила Давыдов, команда состояла из 12 человек.

Новые суда нужны были и для предполагаемой экспедиции в Японию. Камергер Резанов, будучи влиятельным пассажиром на судне Крузенштерна выполнял важную дипломатическую миссию – он должен был установить с Японией торговые отношения. Курильскую гряду Россия начала осваивать за 80 лет до вторжения туда Японии. Российский посланник не единожды предупреждал колонизаторов о нарушении российских границ и его последствиях. Капитанам «Юноны» и «Авось» Резановым были даны четкие инструкции в отношении нарушителей границ. Офицерам осенью 1806 года и весной 1807 года (после смерти Резанова) удалось насильственными методами выпроводить японцев с исконно русских территорий и окончательно закрепить за Россией Курильские острова и Сахалинский полуостров. В 1808 году капитаны судов Хвостов и Давыдов оставили службу на Дальнем Востоке и возвратились в Петербург.

"Юнона" и "Авось", художник И.Штейнер

«Юнона» и «Авось», художник И.Штейнер

Тендеру «Авось» была уготована короткая судьба. Он с грузом потерпел крушение у побережья острова Чичагова в районе архипелага Александра на пути следования в Ново-Архангельск 11 октября 1808 года. Команда в составе капитана, офицера, 10 матросов и часть перевозимого груза уцелели.

Еще более трагично сложилась судьба парусника «Юнона». Летом 1811 года бриг под управлением штурмана Мартынова следовал на Камчатку с грузом китайских товаров. Но на пути к Камчатке почти три месяца парусник боролся со стихией – движению судна препятствовал сильный шторм, а на подходе к Камчатке около 20 дней «Юнона» не имела возможности приблизиться к Петропавловской гавани. Истощенная команда выбилась из сил, из 26 человек к трагическому дню 31 октября на борту осталось 8 человек. Штурман Мартынов скончался утром этого дня, Оставшаяся команда не могла управлять «Юноной» — парусник выбросило на берег в 40 верстах от гавани. «Юнона» разбилась, в живых из команды осталось 3 человека.

Октябрь стал зловещим месяцем не только для судьбы двух парусников, но и их капитанов. В 1809 году (14 октября) Хвостов с Давыдовым после обильной трапезы в компании приятелей утонули в Неве. На другой день их тела прибило к берегу Финского залива. Кто-то ищет в гибели капитанов «японский» след, кто-то приписывает ее трагической случайности.

7 thoughts on “Парусники «Юнона» и «Авось»

  1. Сохранилась оригинальная рында парусника «JUNO». Поднята из моря на Дальнем Востоке.

  2. Куплю рынду! Осела где-то в Питере, найти не могу! Рад, что материалы найденные мною и коллегами в американских архивах вновь всплыли в сети! значит не зря стараемся. Только Резанов не был «графом». Перед выходом в кругосветку стал камергером (IV степень «Табели о рангах»). Последним капитаном «Авось» был человек с характерной фамилией Сукин. Резкий, много пил, завидовал мастерству Хвостова и не гласно с ним конкурировал. Доконкурировался… Хвостов и Давыдов успели ещё в Шведской войне поучаствовать и отличиться!

    • Спасибо за уточнения, поправлю 🙂

      А не хотите сами статью для сайта написать? 🙂

      • Рында » JUNO » находится у меня, в Питере. Но, она ли с того самого легендарного паарусника? В любом случае, я не планирую её продавать. Скинуть фото — не вопрос, может и показать где — нибудь… На этом сайте я бываю редко… Пишите в личку — kuzma586@icloud.com

    • Рында » JUNO » находится у меня, в Питере. Но, она ли с того самого легендарного парусника? В любом случае, я не планирую её продавать. Скинуть фото — не вопрос, может и показать где — нибудь… На этом сайте я бываю редко… Пишите в личку — kuzma586@icloud.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website