Катти Сарк

Парусник «Катти Сарк» был сооружен в 1869 году компанией «Скотт и Линтон» по заказу Джона Уиллиса. Он был предназначен для транспортировки знаменитого китайского чая в Англию. Джону потребовалось быстроходное судно, способное раньше конкурентов преодолеть долгий путь из Англии в Китай и обратно и принести владельцу ожидаемую прибыль.

Имя нового приобретения Джона переводилось, как Нэн Короткая Рубашка. Так звали известную сказочную шотландскую ведьму, в которую влюбился судовладелец, увидев ее изображение на картине. Нос клипера украшала ее фигура из дерева с вытянутой рукой. В дальнейшем голова и рука сказочной фигуры часто во время стихий повреждались, но неизменно судовладельцем восстанавливались. Суеверные моряки безуспешно просили Джона сменить название судна, но владелец настойчиво пресекал эти попытки.

Джон не поскупился на украшение трехмачтового чайного парусника. Корпус был выкрашен черной блестящей краской, а «седловатость» можно было определить по двум золоченым линиям на бортах, выполненных из листового полотна. Золотое напыление присутствовало на имени клипера, место приписки (Лондон) и на узоре в виде лавровых гирлянд. Капитаном Джон назначил Джорджа Мьюди, бывшего капитаном других парусников судовладельца. Судно имело совершенные корабельные формы, а парусное вооружение считалось вершиной его развития.

За год до строительства «Катти Сарк» был построен ее будущий конкурент — клипер «Фермопилы». Он стал победителем чайной регаты, но почивал на лаврах недолго. В 1872 году легендарная «Катти Сарк» проиграла своему конкуренту только из-за поломки руля. Следующие 25 лет два судна постоянно соперничали между собой.

Вскоре чайный бизнес стал убыточным, парусники в связи с развитием текстильного производства стали транспортировать шерсть из Австралии. Во время очередного шторма клипер потерял все мачты, но владельцу удалось их восстановить. Постепенно на смену парусникам стали строить паровые суда, транспортировка грузов стала приносить убытки Джону Уиллису. Ему пришлось расстаться со своим любимцем и продать судовладельцу из Португалии. Клипер получил новое имя «Феррейра» и стал использоваться для перевозки различных грузов. Позже он не раз менял своих владельцев.

Клипер вновь заставил о себе заговорить в 1915 году, когда ему удалось спасти 700 человек с терпящего бедствия английского корабля, атакованного немецкой подлодкой. Благодаря маневренности и скорости ему удалось благополучно уйти от преследования.

После войны именитый парусник хотели продать на слом. Однако он был своевременно приобретен Уилфредом Доуменом, превративший его после реставрации в учебный экспонат. В 1954 году исторический клипер получил вечное прибежище в доке Гринвича. Он с развивающимся флагом своего первого владельца стал почетным экспонатом музея парусного флота.

В мае 2007 года судно сильно пострадало во время пожара. Власти Великобритании выделили средства на его реставрацию — ремонт клипера обошелся в 50 миллионов фунтов. В апреле 2012 года в церемонии открытия принимала участие королева Великобритании, и парусник после пятилетнего перерыва вновь стал доступен для осмотра посетителями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website