Суда "Эндрахт" и "Хорн"

Суда «Эндрахт» и «Хорн»

В середине 16 века Голландия, став независимым государством, приобрела статус полноправного участника, а затем и лидера торговых отношений на западе. Голландская Ост-Индская компания контролировала морской путь в окрестностях мыса Доброй Надежды. Следуя своим заветным целям об открытии новых торговых путей, в 1615 году в голландском г. Хорн была организована экспедиция на Дальний Восток в составе двух судов – «Эндрахт» и «Хорн».

Парусник «Эндрахт» водоизмещением 365 тонн и размерами 30*8,6 м был построен в 1614 году. Его парусное оборудование было представлено тремя мачтами – на фок- и грот-мачте стояли прямые паруса, а на бизань-мачте – латинский и шпринтовый. Корабль обслуживало 87 человек. Он был оборудован на лафетах 19 пушками, на вертлюгах было установлено 12 фальконетов.

Во главе экспедиции встали отпрыск влиятельного купца из Амстердама Якоб Лемер и опытный мореплаватель Схаутен. Лемер хотел достичь островов Малайского архипелага, цель Схаутена – разыскать недавно открытый Южный материк.

В мае суда отправились в Атлантический океан. В западноафриканской Сьерре-Леоне они сделали запас лимонов, что в последующем помогло избежать команде цинги. В декабре экспедиция добралась до Патагонии. Корабли были вытащены на берег для очистки от прилипших ракушек и водорослей. Но на «Хорне» возник пожар и его спасти не удалось. Поэтому далее «Эндрахт» с двумя командами на борту продолжил путь в одиночестве.

В январе экспедиция прошла Магелланов пролив. Корабль шел мимо гористого берега, который Схаутен счел за территорию Южного материка. Она получила название Земля Штатов, а ее южную оконечность мореплаватели нарекли мысом Хорн в честь родного города и в память о сгоревшем корабле.

На этом открытия мореплавателей не ограничились. Путь «Эндрахта» лежал к островам Тихого океана, в апреле вблизи архипелага Туамоту мореплаватели стали первооткрывателями четырех атоллов. Не обходилось без стычек с местными островитянами, местами весьма серьезными. В мае на западе Полинезии были открыты острова Горн, жителями которого мореплавателям был оказан радушный прием.

Летом экспедиция открыла несколько новых островов и архипелагов по пути в Батавию. Ее берегов «Эндрахт» достиг в конце октября. Губернатор Батавии, следуя указаниям Ост-Индской компании, отдал приказ арестовать команду корабля с грузом. В вину экспедиции ставился проход Магелланова пролива без разрешения компании. Парусник с грузом конфисковали, а руководителей с членами команды отправили в Голландию, чтобы отдать в органы правосудия. Лемер по пути в Голландию скончался. Под давлением возмущенной общественности мореплавателей оправдали, губернатор Батавии был смещен с занимаемой должности. Отцу Лемера был возвращен легендарный парусник «Эндрахт» с грузом.

Ост-Индская компания вынуждена была возместить мореплавателям все затраты, связанные с экспедицией. В 1619 году Схаутен опубликовал свои путевые заметки, и мыс Горн официально занял свое место на географических картах. Историческое плавание на паруснике «Эндрахт» мореплавателей из Голландии проложило новый путь из вод Атлантического океана в Южное море.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website