Паллада в Нагасаки. Рисунок японского художника 1854 года

Паллада в Нагасаки. Рисунок японского художника 1854 года

Фрегат «Паллада» был построен по проекту полковника-инженера В.Ф. Стоке. За основу проекта им был взят проект конструкций английского фрегата «Президент». Средств для строительства не экономили, так как изначально судно предназначалось для нанесения заграничных визитов императорской семьи. Для корпуса и обшивки доставили древесину дуба и не менее ценной лиственницы, на отделку палубы – тиковое дерево, а для обшивки подводной части использовали медные листы. Весьма необычно выглядели бронзовые, с очень толстым стеклом, иллюминаторы.

Построенный фрегат был спущен на воду в сентябре 1832 года на Охтинском адмиралтействе, а командиром был назначен позднее ставший великим флотоводцев П.С. Нахимов. На борту красовалась золотая надпись — «Паллада». Длина судна составляла 52,7 м, а ширина 13,3 м. Корабль укомплектовали 44 орудиями. Осадка судна – 4,3 м. Корабль почти двадцать лет состоял на службе отечества, ходил к испанским и португальским берегам, к острову Мадейра, в Англию возил золото. «Паллада» была в составе эскорта кораблей, сопровождавших судно с германским принцем.

Самое значимое плавание «Паллады» состоялось в 1852-1854 гг. На его борту в Японию отправилась дипломатическая миссия в Японию под руководством вице-адмирала Е.В. Путятина, а ее секретарем был писатель Иван Гончаров. Впоследствии из-под его пера вышла серия очерков, посвященная этому походу. Весь путь корабль преследовали ураганы и штормы. Из-за сильной течи и значительных повреждений парусов ему пришлось встать на ремонт в Портсмут. После посещения мыса Доброй Надежды фрегат за месяц пересек Индийский океан. О начале Крымской войны члены экипажа корабля узнали у берегов Сингапура. Остерегаясь встреч с англо-французскими суднами, Путятин завернул «Палладу» в порт Нагасаки и на близлежащие японские острова.

Переговоры с японцами затянулись, офицеры во главе с естествоиспытателем Посьетом занялись исследованием Японского моря с западной стороны, а также берегов Корейского полуострова. Исследователи стали первооткрывателями большого залива, порта и небольшой бухты, которые получили их имена. На захват «Паллады» англичанами была снаряжена целая эскадра. Размеры не позволили фрегату пройти узкие фарватеры и укрыться в амурском устье. Судно встало на зимовку в Императорской Гавани, а значительная часть экипажа высадилась на берег.

Весной 1855 года после схода льда фрегат «Аврора» с корветом «Оливуца» намеревались отбуксировать «Палладу», но этого не позволила сделать ветхость корпуса. Было принято решение обороняться, фрегат разместили поперек бухты, демонтировали пушки с одной стороны и начали возводить береговые оборонительные укрепления. Но перевес противника был значительный и одна «Паллада» не смогла бы выдержать натиска целой эскадры. Боясь захвата фрегата неприятелем по распоряжению военного губернатора он 17 января 1856 года был затоплен.

В 1956 году около бухты Постовая в честь легендарного судна был воздвигнут памятник. Музей в качестве экспонатов демонстрирует уцелевшие части боевого снаряжения и некоторые детали «Паллады». Фрегат справедливо считается шедевром российского парусного судостроения и красивейшим парусником своей эпохи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website